Суббота, 18.05.2024, 18:41
Сайт учителя русского языка
и литературы
 
Рузановой
Татьяны Леонидовны
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Эссе


Эссе




  Глаза моих учеников, тетрадки, веселые звонки, контрольные работы, экзамены…   Да, я – учитель! Когда меня спрашивают о моей профессии, я говорю о ней с гордостью. Сегодня, я уверена, это самая востребованная, самая нужная  профессия на земле. Хотя, связывать свою жизнь с самым ответственным и благородным трудом сегодня решиться не каждый. Даже не потому, что зарплаты смешны, а потому, что «подрастающее поколение уже не то» и «воспитывать чужих – неблагодарное дело», а еще, куда престижнее называться  менеджером или юристом.

Так кто же это такой – учитель ΧΧΙ века?  Это педагог, который сегодня ведет по дороге знаний  своих воспитанников,  родившихся уже в новом тысячелетии? Или же это ориентир на то, каким должен быть учитель в ΧΧΙ веке?  Я уверена, что называться современным учителем достоин тот, кто не боится трудностей и всецело отдает себя тому делу, которому  решил посвятить  жизнь. Это я говорю о тех молодых  специалистах,  которые приходят в школы и готовы продолжить лучшие традиции в деле обучения и воспитания своих учеников.

Я могу назвать учителями ΧΧΙ века самых лучших и замечательных  педагогов,  которые обучали меня в школе, в Бугурусланском педагогическом училище, в ОГПУ и которые  сегодня уже не трудятся в стенах своих учебных заведений. Но именно они своим жизненным примером  взрастили новое поколение учителей. Современный учитель должен взять из опыта своих предшественников многое, чтобы стать идеальным учителем: накопленный веками опыт, добавить к этому современное мировоззрение, современные технологии и, конечно же, заботу, ласку, обаяние и понимание. Спросите, зачем  последнее надо современному школьнику? Наверное, это надо ему больше всего. В том-то весь и секрет: идеальный учитель ΧΧΙ века – это не машина, не робот, чего уже достаточно много появилось в школьной жизни, а человек. Человек, который сможет стать другом, советчиком, путеводителем и даже родителем. Мне кажется, что именно этого так не хватает современному ученику.

Я сама родилась и получила образование в СССР. И   я  хорошо помню, как мы говорили о новом времени, как о времени чудес и грандиознейших  перемен, смотрели фантастические фильмы и читали фантастические книги о  будущем.  И вот он – XXI век – и уже не фантастика, а время стремительных новшеств, потрясающих изменений. И, безусловно, сегодняшний ученик – это другой человек, это житель нового ΧΧΙ века, у которого поменялись приоритеты. Ему кажется смешным то, что нам казалось святым, у него вызывает недоумение то, что для нас было обыденным и даже законным. Но если вспомнить время, когда мы были молодыми? Мы тоже были «не те» для старшего поколения. Может это вечное столкновение отцов и детей и вечный спор «века нынешнего и века минувшего»? Возможно. Но учитель должен сегодня стать другим. Не спор, а сотрудничество, не навязывание своего опыта, а поиск решения,  не назидательный тон, а партнерство – вот на что должен перестроиться педагог. Не встать выше своего ученика на несколько ступеней, а спуститься до него, уважая его возраст, понимая его проблемы.

Учитель ΧΧΙ века… Это прежде всего учитель для учеников ΧΧΙ века. За что сегодня ценят учителя ученики? Уверена, что не за методически правильно выстроенный урок, не за владение техническими новинками, не за  обширный кругозор. Учителю XXI века необходимо выделяться из серой массы и обыденности, он должен завораживать, объясняя материал у доски, ему необходимо быть искренним, быть артистом в своем педагогическом мастерстве и не быть им тогда, когда дело касается души. И это главное.

Могу ли я с уверенностью назвать себя учителем XXI века? Не потому, что я имею счастье жить и работать в нем, а потому что я, вобрав в себя самое лучшее и ценное, что дали мне мои учителя, много лет  посвятив своей любимой профессии, стала тем человеком, который нужен моим ученикам? С уверенностью скажу, что я могу отнести себя к армии энтузиастов, обеспечивающей уверенность в завтрашнем дне. Думается, что учителя в наш бурный век можно и нужно ценить уже не только за его профессиональное мастерство, а за умение развить в человеке человека. Являя собою пример гармоничного существования с окружающим миром, людьми, самим собою, я стараюсь, чтобы мои воспитанники оценили меня за то, что я интересная личность.  Я не стараюсь навязать свой образ жизни детям, а просто рассказываю о том, как здорово кататься на лыжах на турбазе,  потом предлагаю съездить со мной в выходной; я приношу в класс картины из натуральной кожи и с восторгом описываю, как я это сделала из старых сапог;  говорю о том, что сейчас городские дети (я работаю в селе) все обсуждают новый социальный видеоролик, который я бы не советовала им смотреть («очень уж  тяжело»), а потом украдкой наблюдаю, как мои дети пытаются проникнуть в компьютерный класс. Это работает!

Многое меняется: появляются электронные книги, уходят в прошлое доска и мел, но вечной остаются любовь, душевная красота, чуткость, гуманность – все то, что должно характеризовать современного учителя.

Я очень часто задумываюсь о том, кто же для моего ученика в моем лице  важнее – учитель, дающий знания, или воспитатель и друг? Наверное, для меня самой важно выпустить из стен школы умного,  грамотного человека. Но всегда ли останется мой «всезнающий» воспитанник добрым, любящим, честным и справедливым? Нет, в ребенка надо вкладывать куда больше, чем свой опыт. Надо отдать ему свою душу, свое сердце, свою любовь – все без остатка. Только тогда я смело могу назвать себя настоящим Учителем. А это значит, что в XXI веке меня будут оценивать за счастливые глаза моих детей во время уроков, за мое душевное и нежное отношение к каждому ребенку, за то, что каждое утро мои дети с радостью бегут в школу.

Учить других… Что может быть прекрасней?

Давать путевку в жизнь и знать на все ответ…

Подумать, право, большего нет счастья,

И благороднее призванья в жизни нет.  

Мы шли в свою профессию, мечтая,  

Что будем в звании своем везде, всегда,  

Творить добро, любовь преумножая,  

Что не погаснут наша вера и звезда.  

Но быстро пробегают злые годы…

Не буду заходить издалека:

Учителей прошла вдруг мода,  

Учителей родного языка.  

Встает вопрос: а что не так ты сделал?

Быть может, ты душою не проник?

Не смог увидеть и не так работал смело?

ЕГЭ ж не сдал твой нерадивый ученик?  

И грамотно писать, и говорить красиво,

Стихи слагать и дифирамбы петь…

Неужто не смогли за эти годы

Всему всех обучить и все успеть?  

И если, сколько мы ни бились, гений

Родился в классе далеко не тут,

Ни одаренных нет детей, и нет талантов…

Перечеркнуть свой многолетний труд?  

Но ученик мой вырос верным мужем.

Хорошим сыном, любящим отцом,

Ему слова знакомы честь и совесть,

И все на деле, а не со словцом.    

Открыв газету, милый мой Учитель,

Вдруг видишь своего ученика,

Монтер ли это, слесарь иль строитель –

Все это всходы твоего труда.  

Воспитанник не занял пост высокий –

И это ерунда, а не беда.

Умеет он дарить тепло и радость–

И то – заслуги нашего труда.  

Придет открытка с добрыми словами

От бывшего теперь ученика…

Подписана  «С любовью и на память

Учителю родного языка».  

И если есть такие вот посланья

И каждый год, и много-много лет,

Учитель – высшее твое призванье,

В твоем труде ошибок точно нет!  

Учитель – высшее твое призванье,

Не зря ты проживаешь этот век,

Благодаря твоей душе, твоим стараньям,

Благодаря тебе родился Человек! 

Автор: Рузанова Т. Л.




Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz